?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 September 2007 @ 02:53 pm
Поворот не туда…Глава 1. Татарское историческое единство.  
Историю татарского народа, пожалуй, нужно начать с констатации факта, что он, подобно лоскутному одеялу, состоит из множества лоскутков – этнических общностей, каждая из которых прошла свой уникальный исторический путь, во время этого пути сформировала свою уникальную культуру, поэтому каждая из этих общностей могла бы считаться отдельным народом, и некоторые из них этим правом воспользовались, но есть нечто общее в их истории и культуре, нечто, позволяющее говорить о большом татарском народе, о татарской нации, о большой татарской культуре, состоящей из различных культур. Татарские лоскутки обладают на сегодняшний день разным статусом. Что же это за лоскутки? Перечислим их с кратким комментарием относительно их статуса:
1. кряшены (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа, часть кряшен добивается статуса отдельного народа и по всей видимости рано или поздно добьется);
2. нагайбаки (включены в реестр коренных малочисленных народов России);
3. чулымцы (включены в реестр коренных малочисленных народов России);
4. касимовские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа);
5. татары-мишари (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа);
6. казанские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа, незначительная часть казанских татар недавно добивалась статуса отдельного народа с названием булгары);
7. сибирские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа, часть сибирских татар добивается статуса отдельного народа);
8. астраханские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа);
9. ногайцы (имеют статус отдельного народа);
10. башкиры (имеют статус отдельного народа);
11. степные крымские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе крымско-татарского народа);
12. литовские татары (?).

Для всех вышеперечисленных общностей характерно как минимум двухуровневое самосознание, отражаемое в самоидентификации и внешней идентификации. Так кряшены, говоря о себе, называют себя керәшен, керәшеннәр, но при вопросе, например, незнающего человека: кто такие кряшены?, ответят или просто: крещеные татары, или: те, кого называют крещеными татарами, или даже так: те, кого ошибочно называют крещеными татарами, а иногда сразу, говоря о себе, будут называть себя крещеными татарами или православными татарами. Подобно им и нагайбаки, при разъяснении, кто они такие, выберут самый точно характеризующий их вариант ответа: крещеные татары казаки, при этом меж собой будут называть себя нагайбәк, нагайбәкләр. Чулымцы не отрицают, что второе, прежнее их название – чулымские татары, и наряду с названием чулымцы приведут его для большей ясности при внешней идентификации, меж собой себя именуя чилим или чылым. Часть астраханских татар использует слово татар в самоназвании – юртовые татары называют себя йорт татар, йорт татарлар, юрт татар, юрт татарлар, другие астраханские татары, имея свои самоназвания – нугай, карагаш, при внешней идентификации назовут себя астраханскими татарами, опять таки используя слово татар. Подобно им и сибирские татары. Татары-мишари в зависимости от принадлежности к одной из пяти групп имеют самоназвания: татар или мишәр (миҗгар, ниҗгар), при внешней идентификации используют наименование просто татар, или с уточняющим словом – нижегородские татары (ниҗгар татарлар), темниковские татары (төмән татарлар) и т.д.. Самоназвание всех групп касимовских татар – татар, кәчим татар, хан кирмән, часто употребляется словосочетание – чын татар, при том, что каждая из групп имеет свое особое название: ак аймак (дүрт сала), кара аймак, кара зыбыннар (үкәр татарлар), уруслашкан татарлар, цненские татары (әҗе татарлар, бастан татарлар и др.), слободские татары (посадские татары). Казанские татары в прошлом имели разные самоназвания, такие как: татар, казанлы, болгар, мөсөлмән, нугай, на сегодняшний день все пользуются общим названием – татар, кроме части отдельных личностей, считающих себя булгарами, и называющих себя – булгар или булгар-татар. Степные крымские татары сами себя называют – нугай татарлар, при внешней идентификации – степными крымскими татарами. Литовские татары также именуют себя – липка татарлар, липка, литва татарлар, литва, при внешней идентификации – литовскими татарами. Самоназвание ногайцев – ногай, в прошлом же, когда речь шла о северокавказских татарах, имелись ввиду в основном именно ногайцы, и сами ногайцы об этом, конечно, помнят, кроме того, во многих языках слово ногай имеет значение – татарин, так по-казахски, по-киргизски, по-караимски, по-арумски: ногай – это татарин, причем не только нагайбак, астраханский или степной крымский (у них в самоназваниях присутствует этноним ногай как компонент), но и казанский, мишар, касимовский, сибирский и др., и это не случайно, но об этом чуть позже. Башкиры, конечно, скажут: мы не татары, при этом будут иметь ввиду прежде всего казанских татар, но бывает и такое, что башкиры сами в простом разговоре отождествляют себя с татарами, при этом, правда, подчеркивая свою особость и уникальность – башкирскость, и, конечно же башкиры помнят, что раньше их называли «дикими» татарами.
Ну и что? Многие тюркские народы раньше называли татарами, и они об этом помнят? Это не говорит о неком единстве этих народов, кроме принадлежности их по языку к тюркской группе алтайской языковой семьи, – такое суждение часто приводится как аргумент против рассмотрения перечисленных двенадцати этнических общностей как единого татарского целого. И в самом деле, почему мы можем говорить о ногайцах как о татарах, а об азербайджанцах нет? Ведь последних некоторое время тоже называли азербайджанскими татарами? Для того, чтобы показать правомочность существования татарского единства этих общностей перейдем к рассмотрению остальных объединяющих факторов.
Язык. Все вышеперечисленные общности принадлежат не просто к тюркской группе языков алтайской языковой семьи, а конкретно к кыпчакской подгруппе этой группы (кроме части чулымцев).
Все кыпчакоязычные этнические общности по языку можно разделить на три группы:
1. горные крымские татары (таты или готаланы), караимы, крымчаки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, арумы;
2. часть кряшен, нагайбаки, казанские татары, башкиры;
3. каракалпаки, казахи, часть узбеков, часть киргизов;

промежуточное положение между второй и третьей группами занимают:
2-3. часть кряшен, татары-мишари, касимовские татары, сибирские татары, часть чулымцев, астраханские татары, ногайцы;

промежуточное положение между первой и третьей группами занимают:
1-3. степные крымские татары, литовские татары.

Теперь обратим внимание на то, что нам достоверно известен язык исторических западных кыпчаков (половцев или куманов), и общности первой группы как раз говорят на языках, подобных половецкому. Но, что особо интересно, из этнических общностей, принадлежащих первой группе, только у кумыков их происхождение можно связать с историческими половцами, тогда как быть с остальными общностями первой группы? Есть версия, они подверглись куманизации, но удивительным образом их культура отличается от степной, и, кроме того, непонятно, что же делали степняки половцы в горах? Есть еще одна удивительная вещь: происхождение всех оставшихся общностей первой группы, можно связать с болгаро-хазарским компонентом: в караимах, например, в своем большинстве исповедующих внеталмудический иудаизм, можно легко увидеть потомков хазар-иудеев, балкарцы же, название которых уже говорит о болгарстве, и карачаевцы связывают свое происхождение с тюркоязычными аланами (балкарцы и карачаевцы считают, что исторические аланы были не только ираноязычны, но и включали в свой состав какие-то тюркоязычные группы, потомками которых являются они, а потомками ираноязычных алан являются осетины), гуннами, хазарами, черными болгарами (так называли болгар, живущих на Кавказе) и тюркоязычными черкесами (от черук и кас или ас), горные крымские татары сами себя называют таты или готаланы и считают себя потомками готов, алан, гуннов, хазар и болгар Причерноморья, а арумы происходят от греков и разных тюрков, в том числе и потомков Причерноморских болгар, исповедующих православное Христианство. Существует две версии, объясняющих это странное историческое явление:
1. Половцы передали свой язык болгаро-хазарам в дозолотоордынское время путем тесных контактов и смешивания с ними, а во время походов хана Батыя, вследствие своего поражения и бегства из степей влившись в эти этнические образования, совершенно переменили их языки в половецкий. Окончательная смена языка на половецкий произошла со всеми болгаро-хазарами, кроме части волжско-камских (серебряных болгар), часть их потомков – чуваши до сих пор говорят на болгаро-хазарском, другая часть их потомков, вошедшая как один из компонентов в состав казанских татар, сменила свой язык, но не на половецкий (хотя такие процессы уже начинались в дозолотоордынскую эпоху), а на другой язык, но тоже кыпчакский – на язык кыпчаков и кыпчакизированных представителей различных племен и народов (монгольского, тюркского, финно-угорского, иранского, cлавянского происхождения) Золотой Орды, именуемых татарами. Это произошло в результате покорения Волжско-Камской Болгарии татарами и переселения, по крайней мере, в часть ее пределов, некоторых кыпчакоговорящих кочевых племен под предводительством Тук-Тимура – одного из братьев хана Батыя и дальнейшего переселения в пределы бывшей Волжско-Камской Болгарии и севернее от нее различных кочевых племен Золотой Орды в период Казанского ханства.
2. Болгаро-хазары изначально были кыпчакоязычны, более того, гунны были кыпчакоязычны, и еще ранее часть скифов, впоследствии алан, тоже были кыпчакоязычны. И язык болгаро-хазар был как половецкий. В этом случае не кажется совпадением слова кун и гунн, кстати, именно древностью отношений объясняется факт последнего убежища части половцев в Венгрии, а также название одной из провинций Венгрии, в которой находили приют бежавшие половцы – Кун. А, как известно, тюркские и финно-угорские племена занимали в гуннском союзе племен главенствующее место. В этом случае и серебряные болгары изначально говорили как половцы, и в Волжско-Камской Болгарии было изначальное двуязычие, обусловленное существованием у двух основных компонентов волжско-камских болгар (серебряных болгар и чалмат) своих собственных различающихся тюркских языков – половецко-болгаро-хазаро-гунно-алано-скифского и чуваше-чалмато-сарматского. А далее все как и в первом случае.

В обоих этих случаях отчетливо видно, что кыпчакский язык первой группы был «вытеснен» кыпчакскими языками 2 и 3 группы и переходными формами между ними. Именно к этим группам и переходным формам и принадлежат рассматриваемые нами двенадцать татарских этнических общностей. Совершенно очевидно, что данное «вытеснение» произошло как следствие походов хана Батыя, образования государства Золотая Орда (сперва как части Монгольской Империи, а затем как самостоятельного государства), переселения с Востока на Запад и смешения населения этого государства, что привело к формированию средневековой татарской государствообразующей нации.
Кроме «живых» форм языка у развитых этнических образований всегда присутствуют и искусственные формы, такие как литературные и богослужебные. На сегодняшний день у двенадцати татарских этнических общностей имеются следующие литературные формы:
1. современный татарский литературный язык;
2. ногайский литературный язык;
3. башкирский литературный язык;
4. кряшенский литературный язык (пока еще не признанный как литературная форма).

В прошлом же у всех этих общностей была в целом единая литературная форма, являющаяся литературной нормой (и ее продолжением) государственного языка Золотой Орды, именуемого поволжским тюрки или старотатарским языком. Так же едиными для всех этих общностей являются и национальные литературные памятники, такие как Едигер. Старотатарский литературный язык был на основе арабской графики, арабской графикой пользовались и представители этих общностей, исповедующие Христа. Однако, в 19 веке усилиями двух ортодоксальных христианских миссионеров – русского по происхождению Николая Ильминского и татарина (кряшена) священника Василия Тимофеева был создан единый богослужебный татарский язык (кряшенский язык) на основе кириллицы, он же стал литературной формой для всех кряшен. Таким образом появилась унифицированная единая богослужебная форма татарского языка, которая на сегодняшний день остается единственной для всех, исповедующих Христа представителей этих общностей.
Происхождение. Все двенадцать рассматриваемых общностей сформировались из двух больших этнокомпонентов, и во всех случаях одним из этнокомпонентов выступают восточные кыпчаки. Кроме того, во многих случаях другим этнокомпонентом выступают западные кыпчаки – половцы (можары, куманы). Так кряшены, нагайбаки, татары-мишари, астраханские татары, ногайцы, башкиры, степные крымские татары, литовские татары связывают свое происхождение исключительно с восточными и западными кыпчаками, касимовские татары – с восточными и западными кыпчаками, а также с более восточными монголо-тюркскими племенами и славянами. Небольшим исключением являются казанские татары, связывающие свое происхождение с кыпчаками и волжскими болгарами, а также сибирские татары и чулымцы, связывающие свое происхождение с кыпчаками и местным населением Сибири. Кыпчаки являются основным этнокомпонентом, участвующим в формировании всех рассматриваемых татарских общностей, а также «цементирующим» ядром средневековой татарской нации, иными словами, кыпчаки – основные предки средневековых татар и, соответственно, их потомков.
Итак, из вышеописанного становится совершенно очевидным татарское единство двенадцати рассматриваемых нами общностей. Но что следует из констатации этого факта? Внимательному историческому взору открывается единое татарское целое, некогда влияющее на судьбы мира, а ныне находящееся в стадии разложения. Что же явилось причиной падения великой евразийской татарской цивилизации? Началось ли, и если нет, начнется ли ее возрождение?
 
 
 
Завтра будет поздноsolokso on September 2nd, 2007 11:47 am (UTC)
Попытка выдать желаемое за действительное.
jawgin on September 5th, 2007 09:01 pm (UTC)
А конкретней?
А конкретней?
Завтра будет поздноsolokso on September 7th, 2007 05:47 pm (UTC)
Re: А конкретней?
Башкиры не татары и не одна из татарских этнических общностей. Приезжайте в башкирскую деревню и скажите то, что вы пишете здесь. Вам очень (ну очень) убедительно докажут обратное.
Хотите убедить башкир в вашем тезисе о "диких татарах" - добро пожаловать сюда.
А так, втирать уши тем, кто не знает ситуацию изнутри, воля ваша.
jawgin on September 10th, 2007 01:56 pm (UTC)
Re: А конкретней?
Я недавно с башкиром как раз общался, так мы вместе смеялись над тем, что башкирский язык татары считают диалектом татарского, а татарский язык башкиры считают диалектом башкирского!

Это ли не лучшее подтверждение тому, что написано в моей статье?
lomonosovich on December 2nd, 2010 11:07 am (UTC)
Re: А конкретней?
Сударь, вы ошибаетесь: и башкиры, и татары, вообще-то, все говорят на одном языке - на татарском. На созданном при Советах в конце 20-х гг. "башкирском языке" только по "зомбоящику" и вещают, да книги на государственные деньги печатают, например, "о завоевании башкир русскими да татарами".

Реальных носителей сего "языка", точнее, говора (не диалекта!), производного от татарского, ничтожно мало.

А так, в миру - и татары, и башкиры осознают, что они представители одного народа - это именно "изнутри" и видно. Но это ну ооочень не нравится политпропагандистам типа solokso - как "казанскотатарским", так и "башкирским" конструкторам "обособленных наций", при том, - по их задумке-мечте - враждебных друг-другу.

В принципе, политика как романовых, так и партруководителей Советов велась в одном направлении - разделить и "извести" единый народ (этнос), "в котором родился Чынгыз-хан, название и самоназвание которого, как и единоплеменных с ним поколений, было не иное, как Татар" (русский академик-востковед В.П. Васильев).
(Deleted comment)
jawgin on September 6th, 2007 10:23 pm (UTC)
черук казак - черкас
Вообще-то я знаю, что нынешние черкесы - "адыго-абхазо-кабардино-шапсуго-"язычны, но вот в чем проблема: я написал: " и тюркоязычными черкесами (от черук и кас или ас)", то есть я подчеркнул, что речь идет о тюрках-черкесах или черкасах, название которых происходит от двух тюркских слов "черук"(воин) и "казак"="касог", подобно турецкому слову "янычар", происходящему от двух слов "яна" (новый) и "чарук" (воин). Город Новочеркасск, например, никакого отношения к современным черкесам не имеет, назван так казаками, этнически происходящими от славян и тюрков, также как и Черкасы. Нынешние черкесы свое название позаимствовали у тюрков, среди которых оно было распространено.
chispa1707chispa1707 on March 4th, 2010 08:23 pm (UTC)
Вставлю и я свои 5 копеек :)
Здравствуйте.
Вы правы, говоря о былом единстве. Лингвисты этот феномен расхождения некогда единого языка на несколько разных прекрасно знают.
Так, 400 лет назад меж русским и польским языком разницы почти не было. Но... языки разошлись и, более того, оформились разные славянские культуры - совершенно разные!
Значит ли это, что в прошлом все мы - русские? Нет. Это единое по языку населенное пространство осознавало свои родственные связи, но не осознавало себя единым народом (даже имея общий язык). Группы осознавали себя племенами. Племя и являлось социальной сверхценностью.
Кстати, вот ссылка по случаю...
http://livehistory.ru/litovskaja-zolotaja-orda.html
Вам будет интересно
lomonosovich on December 2nd, 2010 10:48 am (UTC)
Все правильно - суть схвачена
Совершенно верно, что "Внимательному историческому взору открывается единое татарское целое, некогда влияющее на судьбы мира, а ныне находящееся в стадии разложения. Что же явилось причиной падения великой евразийской татарской цивилизации? Началось ли, и если нет, начнется ли ее возрождение?"

Есть на это ответы, и достаточно четкие, только "татарские интеллектуалы" прозападного склада ума, привыкшие "поедать друг друга на барской кухне и заниматься мышиной возней вокруг якобы важных вопросов" (Р.Хаким), никак до этого не "дотумкают".

Например, "причиной падения великой евразийской татарской цивилизации", несомненно, явилось соответствующее, скажем так, влияние конкурентов - соседних цивилизаций (или суперэтносов) - двух восточных (китайской и афразийской, или "мусульманской") и западной ("романо-германской). Основное орудие влияния - идеологическое - оно и поныне действует.
И агенты этого влияния есть и среди нас - ну вот, например, тот же solokso, готовый "очень (ну очень) убедительно доказывать обратное", кстати, и ныне подобные "ну очень убедительно доказывают", что "татары - это башкиры". А при романовых да при большевиках уж они при помощи своих хозяев - как государства Росмановых, так и партократии, а также мулл романовских - еще более убедительно и результативно занимались "изведением татар".

Ну а возрождение великой евразийской татарской цивилизации может иметь место быть, но для этого, в первую очередь, необходимо достаточно обоснованное, полное и объективное освещение (познание) подлинной истории татар. Пока этим ни "казанские", ни "другие" татары - во всяком случае, их "официально признанная элита", заниматься не торопятся - а зачем? Им и так хорошо живется - без напрягов...

Вообще-то, в данном направлении уже сделаны конкретные шаги татарскими подвижниками и мыслящими людьми, которые, не дождавшись от "татлидеров" не то что толковых действий в деле восстановления подлинной и полной истории татарского народа (татарской цивилизации), но даже и мало-мальской помощи, тем не менее, "проделали колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей"
См. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/pismo_otzyv_ot_rg_galimova_na_knigu_gr_enikeeva_quotpo_sledam_chernoj_legendyquot/1-1-0-7

Читайте обо всем этом, и о подлинной истори татарского народа на сайте "Татары Евразии (подлинная история)": http://tartareurasia.ucoz.com/

Тут еще есть статьи толковые на данную тему: http://tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=2107&sid=15b410b3289d581cf10ee76791d0dea0

И тут: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары